Robototehnika-info.ru

Робототехника Инфо
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сергей Шнуров; феномен отечественной культуры или гений маркетинга

Сергей Шнуров – феномен отечественной культуры или гений маркетинга?

Сергей Шнуров развелся с Матильдой – и это тут же стало главной новостью в России. Потому что Шнуров – наше всё. Он даже в эфире у Владимира Познера бывал. Эфир у Познера означает, что Шнур достиг высот респектабельности и в Кремле к нему вполне лояльны. Потому что к Познеру зовут только таких. Так кто такой Шнуров – феномен отечественной культуры или гений маркетинга? Надо гордиться Петербургу таким своим сыном или только удивляться ловкости его рук?

В 1995 году 23-летнего Сергея Шнурова никто толком не знал, а в заведении Ten Club (на Обводном, 62, от которого теперь остались руины) у него не было даже прозвища. Он вообще был не очень заметен.

Андрей Бурлака, музыкальный критик и один из основателей Ленинградского рок-клуба, вспоминает, что в середине 90-х Шнуров увлекался электронной музыкой, но чаще приходил в Ten Club выпить пива и поиграть в бильярд. О собственной группе речи не шло.

В конце 90-х Петербург давно считался одним из центров российской неформальной музыки, хотя Цой уже погиб на латвийской трассе, а «Аквариум» отыграл свой «последний концерт». Зато сформировались основные признаки классического петербургского рока. Андрей Бурлака перечисляет:

– Во-первых, питерский рок всеяден. Как пел Гребенщиков – «Я возьму свое там, где увижу свое». Поэтому что-то бралось от западного стиля, что-то подсмотрено у коллег, а в целом получалась достаточно индивидуальная музыка. Во-вторых, 90 процентов наших групп характеризуются следующей квадригой: автор музыки, он же автор стихов, он же солист, он же лидер группы. Поэтому авторские группы – «Машина времени», «Крематорий», «Воскресенье» – ближе к петербургской эстетике, нежели, скажем, московской (откуда они родом).

– Так значит, Шнуров в петербургскую традицию попадает?

– Конечно. Как Шевчук, Гребенщиков и Кинчев, Шнуров о четырех головах: он сам пишет тексты, сочиняет музыку, он исполнитель и фронтмен группы. Поэтому для меня Сережа Шнуров – абсолютно питерский феномен. За исключением одного: ему удалось монетизировать свое творчество.

Михаил Куртов, философ и медиатеоретик, помнит, каким был Шнуров, когда «Ленинград» начал давать первые концерты:

– В августе 2000 года товарищ позвал меня в клуб «Спартак» (который через несколько лет сгорел). Играл какой-то коллектив. Спрашиваю: «Что за ребята?» Товарищ отвечает: «Спокойно. У них там духовая секция». По тем временам наличие в группе трубы или тубы было редкостью – это было одно из отличий петербургских ансамблей. Мат почему-то запомнился меньше, хотя уже вышла «Пуля».

В это время у Шнурова начался период «яиц, табака, перегара и щетины». Мало кому известный юноша, болтающийся среди электронщиков, превратился в Шнура – алкоголика, сексиста и отчаянного самца.

– С ним произошел какой-то поворот, – говорит Андрей Бурлака. – У него вдруг появился новый песенный материал, образ, идея. Еще в 90-е он работал на радио «Модерн», которое позиционировало себя как модное и актуальное, и Шнуров как человек музыкально и поэтически одаренный просчитал, что именно будет иметь успех, и обладая соответствующим творческим потенциалом, реализовал его на все 100 процентов.

Для описания российской поп-музыки Михаил Куртов использует термин «становление», взятый напрокат у постструктуралиста Жиля Делеза:

– Примерно с 1960-х годов отечественное музыкальное движение шло по двум основным линиям: «становление Высоцким» и «становление Курехиным». Все наши исполнители так или иначе колеблются между этими двумя линиями (если отбросить подражание западным образцам).

«Становление Высоцким» – это понятно. Брутальный образ плюс жанровое разнообразие песен (от злободневной сатиры до пронзительной исповеди). «Становление Курехиным» – посложнее: ирония плюс постмодернистские тенденции, языковая игра.

– В какой-то момент за советскими бардами закрепился статус придворных шутов, – под шутами Михаил Куртов не подразумевает ничего обидного. – Они просто и смешно рассказывали людям о них самих, и благодаря этому им многое прощалось. Высоцкому в застойные годы и свое мнение по некоторым больным вопросам разрешалось иметь, и «Мерседес». В этом смысле Шнуров мало чем от него отличается: он курит в здании СПбГУ, и ему прощается, матерится где ни попадя, а с него даже штраф не берут. То есть разрешают запреты нарушать.

Читайте так же:
Сушильные печи для производство кирпича

– И что Шнуров такого прорывного нам сказал?

– На конкурсе «Новая волна – 2015» собрался весь наш официальный эстрадный бомонд. Шнуров выходит на сцену и поет всем этим звездам «Москва, по ком звонят твои колокола». Про то, что Москва сгорела вместе с Путиным, Медведевым, Навальным и Собчак. И в конце такие строчки: «А дома ждали россияне, когда остынут кирпичи».

Шнуров давно и упорно высмеивал массовую культуру. Но с нынешней известностью лидера группировки «Ленинград» и самого можно отнести к масскульту. Культуролог Никита Ноговицын выделяет основные черты поп-культуры:

– Чтобы быть частью массовой культуры, нужно соответствовать двум критериям. Первое – быть популярным. Это, пожалуй, самое важное. Другим признаком является такая трудноформулируемая вещь, как всеобщая понятливость. Например, все знают про кота Шредингера – хотя практически никто не понимает, что именно доказывал Эрвин Шредингер своей теорией. Поэтому кот Шредингера – это массовая фигура, а сам физик – нет.

– То есть нужно говорить максимально просто и стать известным в широких кругах? Широкие круги – это сколько?

– Нет ни одного исследования или определения, которые четко объясняли бы, какое количество почитателей должно быть у субъекта, чтобы считать его элементом массовой культуры. Если меня знают все жители маленького городка – говорит ли это о массовом характере моей популярности? А что касается простоты – точно неизвестно, насколько тексты «Ленинграда» понятны аудитории. Отличительной чертой современной культуры является поголовная страсть к сомнениям. Шнуров в этом смысле в тренде, но это выходит за рамки культуры массовой, поскольку она всегда утверждает какую-то истину, а Шнуров отвергает любые истины. При доминировании какой-либо концепции обязательно появляется ее оппозиция – это естественно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в противоположность массовой культуре родился Шнуров.

Галина Данилова, преподаватель магистерской программы «Межкультурное образование» Факультета свободных искусств и наук СПбГУ, посвятила свою кандидатскую диссертацию и другие научные работы массовой культуре и ее влиянию на образование. С ее точки зрения, массовая культура зарождается в тот момент, когда востребованными становятся примитивные чувства и эмоции, а критическое мышление ослабевает:

– Сергей Шнуров – это феномен маркетинга. Он то же самое, что и наши культурные штампы: матрешка, медведь с балалайкой, квас, водка. Имидж вечно матерящегося и пьяного мужика в майке-алкоголичке сегодня очень хорошо продается. Шнуров не придумывает образы: говоря метафорически, он их подбирает с пола, с улиц, из мусорных баков. Есть феномен маркетинга, но нет феномена личности, как у Венички Ерофеева, например.

Считается, что свои первые шаги массовая культура начала делать в конце XIX – начале XX вв. Этот период связан с развитием медийных технологий, они и формируют массовую культуру. К медиа относятся СМИ, постеры, реклама, Интернет и социальные сети.

– Многое зависит не столько от медиаканала, сколько от его восприятия аудиторией, – продолжает Ноговицын. – Есть каналы, заслуживающие доверия, и тогда они являются источниками распространения массовой культуры. Посредством медиа объект должен захватить внимание многих людей.

Шнуров с медиа работает постоянно. Сейчас лидер «Ленинграда» осваивает две местами противоположные аудитории – Первого канала и сети Instagram.

– Когда работаешь с таким медиа, как Instagram, ты одновременно являешься и производителем контента, и его потребителем, – говорит философ Михаил Куртов. – О лабутенах или тренде на большие сиськи Шнур вполне мог узнать, изучая записи наиболее популярных пользователей. В Instagram хорошо видно, на что люди лучше всего реагируют.

Со своим аккаунтом в Instagram Шнуров работает вполне профессионально: подпись к снимку у него, как правило, на порядок содержательнее, чем само изображение. В общем, и тут качественный маркетинг.

Мы пытались понять, как коллеги – петербургские и уже не совсем петербургские рок-музыканты, – относятся к тому, что делает Шнуров. Большинство заявило, что вообще не в курсе, кто это такой, поэтому и говорить нечего.

А вот лидер Billy’s Band Вадим Новик не стал отрицать, что Шнура слышал. Но выслушав вопрос, температура иронически-хрипловатого тембра музыканта повысилась:

– Вместо того чтобы писать про всякое дерьмо, лучше бы в филармонию сходили! – после чего Новик быстро извинился, но трубку бросил.

Читайте так же:
Htc sensation xe z715e кирпич

Задаю культурологу последний вопрос:

– Если мы все, кроме рок-музыкантов, любим Шнурова – это что значит с точки зрения нашего культурного уровня? Что у нас хороший вкус или, наоборот, что он упал до уровня пола?

А культуролог отвечает не про это. А про другое.

– В мировой культуре есть такой архетип – трикстер. Это существо, которое всех обманывает, рушит устоявшиеся порядки, но при этом создает новые законы мироздания. Классический паяц – это практически психоаналитик. Шут – это человек, на которого нельзя и бесполезно ругаться. И шут – это единственный, кто говорит королю всю правду.

Знакомые мне говорили, что Сергей Владимирович Шнуров – человек интеллигентный, тонкий и даже глубоко верующий.

Из эфира с Познером об этом узнала вся страна. Ну, может, не обо всем этом, но о том, что Шнуров легко употребляет выражения «концепт Бога» и «эсхатологический восторг» и знает, в чем разница между обычной социологией и структурной, а также отличает архаическое общество от постмодернистского. И что буквальный взгляд ему ближе комбинаторного. В общем, что это он вроде как не шут, а только его играет.

После эфира с Познером у Шнура вроде выходила одна дорога – идти в респект, заседать в Думе или общественном совете при Мединском. И тогда можно было бы с тоской смотреть в записи концерта «Ленинграда» начала нулевых, где у микрофона стоит агрессивный, потный, заросший человек с опасно бегающими глазами.

Было понятно: если Шнуров решит измениться, сбрить щетину, перестать материться, значит, действительно и шут нам уже не нужен.

Свершилось! Группировка «Ленинград» впервые устроила своё шоу в Магнитогорске

Магнитогорск. Стать свидетелями настоящего музыкального праздника смогли несколько тысяч горожан. И группировка из города на Неве не оставила их равнодушными.

Правда, далеко не все поклонники творчества Сергея Шнурова и компании заблаговременно начали приходить в Арену «Металлург». Именно поэтому у главного входа выстроилась огромная очередь. Начало концерта было запланировано на 19:00, но уже в половине седьмого стало понятно, что раньше восьми вечера шоу «Ленинграда» не начнется.
Свершилось! Группировка «Ленинград» впервые устроила своё шоу в Магнитогорске

К слову, на улице было довольно зябко, поэтому зрители, наконец попавшие внутрь арены, были счастливы вдвойне. Правда, из напитков согреться они могли только горячим чаем или кофе – спиртное, в том числе и пиво, в Арене «Металлург» в этот день было под запретом.
Свершилось! Группировка «Ленинград» впервые устроила своё шоу в Магнитогорске

Шоу стартовало в начале девятого вечера, когда все зрители смогли пройти в арену. Сначала на сцене появился гитарист «Ленинграда», который «матёрой солякой» разбудил заскучавших зрителей, а уже потом на сцену весёлой гурьбой высыпала вся группировка.
Свершилось! Группировка «Ленинград» впервые устроила своё шоу в Магнитогорске

Уже в начале концерта прозвучали и одни из самых популярных композиций «Ленинграда» – WWW и «В Питере пить». А когда солистка группы Флорида Чантурия протяжно начала исполнять один из главных хитов группы – песню «Экспонат», фан-сектор просто заходил ходуном. Что и говорить, в том числе и за «лабутенами», как называют в народе эту песню, с шести часов начала выстраиваться очередь на концерт. Да и цены на билеты не отпугнули. Тем более было заявлено, что этот тур группы «Ленинград» – прощальный. Именно об этом в первой части шоу и напомнил магнитогорцам Сергей Шнуров.
Свершилось! Группировка «Ленинград» впервые устроила своё шоу в Магнитогорске

Свершилось! Группировка «Ленинград» впервые устроила своё шоу в Магнитогорске

Не обошлось и без политического юмора, которым фронтмен группы приправил исполнение песни «Москва», которая повествует про внезапно сгоревшую столицу вместе с главными чиновниками и оппозиционерами страны. А в это время россияне сидели по домам и ожидали «когда остынут кирпичи».
Свершилось! Группировка «Ленинград» впервые устроила своё шоу в Магнитогорске

Свершилось! Группировка «Ленинград» впервые устроила своё шоу в Магнитогорске

Поклонники группы, наверняка, были в курсе, что главная вокалистка «Ленинграда» с «американским» именем Флорида – практически наша землячка. А вот для тех, кто серьезно не интересовался биографиями участников группировки, стало откровением, что она родом из соседнего Белорецка. Не исключено, что в том числе поэтому «Ленинград» наконец-то выступил в Магнитогорске.
Свершилось! Группировка «Ленинград» впервые устроила своё шоу в Магнитогорске

Свершилось! Группировка «Ленинград» впервые устроила своё шоу в Магнитогорске

Во время одной из песен, «посвященных увеличению груди», солистка попыталась найти в толпе свою маму, которая пришла на концерт. Наверное, хотела спросить у нее разрешение на «пластику», но так и не смогла – мама оказалась очень далеко от сцены.
Свершилось! Группировка «Ленинград» впервые устроила своё шоу в Магнитогорске

После небольшого перерыва концерт продолжился. Помимо Шнурова и Чантурии пели и другие вокалисты группы. Александр Попов по прозвищу «Пузо» исполнил свою «Дорожную», а Всеволод Антонов, известный как Севыч, спел про ЗОЖ.
Свершилось! Группировка «Ленинград» впервые устроила своё шоу в Магнитогорске

Читайте так же:
Поддоны для кирпичей 400

После второй части концерта группа вышла на бис, исполнив еще несколько песен, среди которых были «Терминатор», «И так далее», «Иисус». Завершилось шоу «Ленинграда» ближе к половине одиннадцатого вечера. К счастью, разошлась публика намного быстрее, чем собиралась – довольная и весёлая. Сожалели только, что первый концерт группировки «Ленинград» в Магнитогорске, скорее всего, может оказаться и последним. Тем более, что и тур у группы – прощальный. Впрочем, никогда не говори никогда.

Музыка оппозиции? Я не согласен .

picture

Группировка "Ленинград" выпустила новый хит "Почем звенят колокола".
Буквально за пару дней, клип в сети просмотрели 83.000 тысячи человек.

Сергей Шнуров и его группировка известны своими песнями, насыщенными не нормативной лексикой.
Песни скандальные, веселые, шуточные, для кого-то обидные. НО.
Я и предположить не мог, что группировку Ленинград "несогласные" запишут в ряды оппозиции.
Это с какого такого перепугу?
Вот смотрите. Шнуров записал эту новую песню.
И она моментально попала на сайт музыка оппозиции.
Что же, давайте прочитаем текст этой песни:

Вчера приснился сон прекрасный —
Москва сгорела целиком.
Пожар на площади на Красной,
И тлеет бывший Избирком.

Никто не выжил — все сгорели,
Все Pussy, Путин и Собчак,
И у стены кремлевской ели
Горели охуенно так.

Медведь сгорел, Медведев и Навальный,
И будущий и бывший мэр;
Лужков приехал как специально,
Но не успел принять он мер.

Горели люди на Болотной,
ОМОН сгорел, все, и менты,
А с неба дождик шел кислотный,
Еще для большей красоты.

Останкино сгорело быстро,
А утонуть бы не смогло,
Горели замки, что на Истре,
Горели медленно, назло.

И Храм Спасителя, и бани,
Хачи сгорели, москвичи,
А дома ждали россияне,
Когда остынут кирпичи.

Москва, по ком звонят твои колокола?
Москва, почем звонят твои колокола?
Москва, по ком звонят твои колокола?
Москва, почем звонят твои колокола?!
Бом
Бом-бом-бом,
Бом-бом-бом-бом
Бом-бом-бом!

Нуууу, и где тут что-то оппозиционное?
Персонально на мой взгляд, песня о наболевшем.
Всех достали эти столичные разборки: пуси, навальный, Путин, собчак, Медведев, болотные, омон, москвичи и хачи, кислотные дожди, замки, медведь, избирком.
Достало все. И сон в котором все это сгорело автор считает прекрасным. А ожидающие по домам россияне ждут когда остынут кирпичи, чтоб создать новое и прекрасное. Бом!
Но, с какого-то перепугу оппозиция засчитала эту песню оппозиционной.
Интересно Сергея Шнурова они в известность поставили.
Помнится мне Сергей Шнуров написал песню про "Химкинский лес"

Что же это "уважаемая наша" оппозиция и эту песню не зачислили к себе в музыку оппозиции?
А?
Вот так это освещалось в новостях:

Сергей Шнуров записал издевательский клип о защитниках Химкинского леса. ссылка

В Нижнем Новгороде известный российский музыкант Сергей Шнуров заявил, что за Путина и Медведева не голосовал и вообще, последний раз ходил на выборы в 1996 году, когда шла предвыборная борьба Бориса Ельцина и Геннадия Зюганова.

«Тогда я голосовал за Ельцина. А сейчас я не могу оценивать работу власти, поскольку я не владею полной информацией», – заявил музыкант.

«Если некоторые думает, что в стране все плохо, то они давно не были или не были вообще в Африке. Мне хорошо в России, в частности, в Санкт-Петербурге. Правда, каждая лягушка хвалит свое болото», – уточнил Сергей Шнуров.

Отметим, в прошлом году музыкант вместе с другими исполнителями приглашали на встречу с премьер-министром России Владимиром Путиным, но не пришел на нее – он был занят на съемках картины «Generation П», и к тому же, по словам Сергея, у чиновников ему «нечего попросить, нечего спросить и сказать».

Вот она честная и открытая позиция. И она мне близка и понятна.
Если не разбираешься, то не лезь.
А то получится как с певцом Юрой. Хороший певец, а хвалит чужое болото на болотной.

Шнуров как главный петербуржец XXI века. Почему музыкант на самом деле ни строчки не написал про Питер

Сергей Шнуров — музыкант, блогер, ресторатор и художник. Он анонсирует выставки Эрмитажа и отмывает Ростральные колонны, сочиняет стихи об Исаакиевском и неустанно гастролирует по миру с песнями «В Питере — пить» и «Экспонат».

Читайте так же:
Физико механические свойства керамического кирпича

Сценарист Игорь Антоновский, несколько лет работавший с музыкантом, в колонке на «Бумаге» объясняет, почему Шнур — главная удача 90-х, отчего его песни про Петербург годятся только для туристов и как он заново основывает город, продолжая дело Петра.

На протяжении последних лет Сергей Шнуров остается главным ньюсмейкером Петербурга. Он и раньше плотно ассоциировался в сознании людей с нашим городом, но за последние несколько лет ситуация, когда в топе местных новостей обязательно присутствуют несколько с его фамилией, стала привычной.

Мне как человеку, которому посчастливилось несколько лет плотно работать с главным петербуржцем XXI века, всегда были интересны его непростые взаимоотношения с этим очень непростым городом. Что сегодня означает Шнур для Петербурга и что этот город означает для него?

Еще до знакомства со Шнуровым, где-то в начале 2010-х, я случайно оказался на дне рождения его одноклассника Ерзака. Мое тогдашнее телевизионное начальство пьянствовало в клубе «Грибоедов», потом все разошлись, а я остался с группой «Пять углов», в которой Ерзак как раз и играл. Я не был с ними знаком до этого, но слово за слово, все из Питера, ля-ля-ля, вспомним Думскую 2004-го — и вот мы уже старые друзья.

Они что-то лили в уши провинциальным первокурсницам: мужчины 40 лет, хорошо сохранившиеся внешне (но именно что сохранившиеся). Они были все еще из 90-х. Время для них навсегда застыло где-то между закрытием «Тамтама» и открытием «Дачи». Так они и мотались в этой промозглой питерской вечности туда-сюда. Потом Ерзак позвал всех к себе: типичная петербургская квартира на Бронницкой, бордовые скрипучие двери, бардак, глядящий в бесконечность высоких потолков, кухонная копоть района «Техноложки».

Шнуров и раньше плотно ассоциировался в сознании людей с нашим городом, но за последние несколько лет ситуация, когда в топе местных новостей обязательно присутствуют несколько с его фамилией, стала привычной

— После 35 лет я понял, что самый крутой из «Битлов» был Харрисон, — сообщал Ерзак скучающим студенткам и заводил что-то самое нудное из сольного творчества Харрисона. Студентки несколько раз пытались сбежать.

То утро в компании Ерзака многое дало мне для дальнейшего понимания Шнурова. С Ерзаком Шнур в школе создал свою первую группу, затем они вместе играли в «Алкорепице». Та квартира Ерзака на Бронницкой — это были шнуровские корни. Забавно было, глядя на Шнурова, вдруг улавливать в нем эти корневые черты. Так, разглядывая чьих-то детей, ищешь в них, что досталось им от родителей.

Когда я познакомился со Шнуровым, он уже схватил вторую волну популярности, стал инстаграм-селебрити, его песни пели слишком ухоженные девушки за рулем поршаков с открытым верхом, к нему на улице прилипали для селфи аккуратные хипстеры, он возвращался из «ДЛТ» с огромными оранжевыми мешками модной одежды. Но в нем всё равно было видно, что он оттуда — из неряшливых петербургских подворотен, из закрытых навсегда клубов, в которых навеки остались замурованными призраки его старых друзей.

Он заходил в «Манхэттен» на Фонтанке — важный, уже сияющий всеми инстаграмовскими фильтрами дяденька, по всему виду своему не из этих мест — и требовал какого-то знаменитого местного салата за полтос. Он раз за разом с удовольствием и саркастическим хохотом пересматривал на ютубе фестиваль «Наполним небо добротой» 1997 года, состоявшийся на «Петровском», где выступали разные молодые «Пилоты», «Кирпичи» и почившие уже «Чурфелы Марзуфелы». Он помнил шутку, сказанную им 20 лет назад Васе Васину, что «Кирпичи тяжелы» — это про то, как кто-то обосрался. Он искренне не любил Билли Новика; он подарил мне метафору о том, что Никонов похож не на дедушку, а на бабушку, и с радостью рассказывал, как встретил легендарного охранника с Думской по кличке Покойник. «Покойник жив!» — улыбался Шнуров.

Петербург 90-х жил и наверняка и сейчас живет в нем. Ему комфортно быть в нем, он единственный его удачный, выбившийся в люди, добившийся многого ребенок, который может с каким-то искренним сожалением посмеяться над теми, кто так и остался многозначительными позерами местных проходных дворов, теми остальными, кто сидит в своих старых квартирах на Бронницкой и ставит студенткам Харрисона.

Читайте так же:
Что за слово кирпичи лего

Шнур не написал, на самом деле, ни строчки про тот Питер. Его лирический герой никогда не жил в этом городе. Герой второй шнуровской волны уж точно. В Питере – пить? Но это песня не о Петербурге. Это песня о туризме и для туристов. Это песня не о шаманском корневом питерском питии, а о том, о котором тебе сообщают в Москве, когда узнают, откуда ты: «А, ну надо к вам приехать побухать! Вы же там все бухаете».

Туристический ярлык этого города, который сам же Шнуров и нес на себе. Он ощущал и, думаю, сейчас еще больше ощущает себя своеобразной витриной Петербурга, но туда — в настоящий Петербург, во дворы Бронницкой — он никогда никого не пускал и не пустит.

Шнур ни разу не выдал «Техноложку» ни в одном своем тексте. Он всегда представлял для аудитории остальную от Москвы Россию. Эта Россия мало похожа на Питер, и о ней исчерпывающе сказано в первой его успешной песне второй волны: «А дома ждали россияне, когда остынут кирпичи». Его творчество не о Петербурге, а об этих россиянах.

Россияне бухают дома, периодически ездят на дачу, которая для этих лирических героев является сакральным местом. Россияне постоянно потребляют — и объектом потребления являются не только платья и лабутены: и Петербург с Мариинкой или Ростральными колоннами — такой же гигантский объект потребления. Только фон всего этого никак не Петербург.

Туристический ярлык этого города, который сам же Шнуров и нес на себе. Он ощущал и, думаю, сейчас еще больше ощущает себя своеобразной витриной Петербурга

Он манифестировал это первым же всенародным хитом: WWW.Ленинград — это нереальное место. Это сайт. Завлекалово. Тут нет ни дома, ни улицы. У Шнурова вообще в текстах практически нет топонимов. Парголово, где все кореша, Северное кладбище — лежат уже за пределами Петербурга. И это, кажется, единственное реально существующее невиртуальное место, куда Шнуров может допустить своих слушателей-туристов. Всё остальное мираж, неоновая вывеска, рекламный постер с изображением города.

В главном хите последних лет — «Лабутенах» — поется о выставке Ван Гога и Мариинке. Очевидные туристические места. На лабутенах вряд ли пройдешься по проходным дворам. Это песня провинциальной девочки-студентки, радостной инстаграмерши из тех, что ворвались в город в 2010-е и создали о нем новую провинциальную легенду. Лабутены очень горькая песня, песня о гламурном варварстве, от которого городу с совсем другим смыслом было уже не отделаться.

Впрочем, однажды увидев из окон 18-го этажа бесконечные панельные леса Просвета, уходящие далеко за горизонт, как раз туда, в Парголово, Шнур был шокирован. Он признался, что никогда до этого не был в этом районе и не понимает, как возможно тут жить. Меня это его заявление тогда поразило: ведь в действительности его лирический герой жил там, в этой многоэтажной бесконечности. Ведь из этой многоэтажной бесконечно он и манил всех в Петербург.

Но как истинный гений он мало знал о своем лирическом герое. Он отдалял его от себя. Оставаясь петербуржцем — и никого не пуская в свой Петербург, — он по сей день делает очень много для города как для витрины: манит сюда тех гламурных варваров, о которых потом с сожалением и поет. В его ресторан стремятся попасть все туристы. Шнуров постулирует, что берет для него продукты только из ближайших пригородов; но пригороды не «Техноложка», не квартира Ерзака, не мрачное безвременье петербургских подворотен. Он берет продукты как бы с тех сакральных дач, которым посвящены многие его песни: от «Дачников» до «Не хочу на дачу».

А подворотни Шнуров никому не покажет. Он покажет свою выставку и отмытую им Ростральную колонну; Шнуров вообще старательно отмывает Петербург, заново основывает город, продолжает дело Петра. Может быть, он знает, что радостные инстаграмерши и восторженные хипстеры взрастят здесь новое поколение монстров.

Может, просто хочет, чтобы это болото сожрало всех туристов. И потому заманивает.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector